24.04.2011 Фотографии с этой поездки размещены в нашей фотогалерее
здесь.На днях случилась у меня командировка в Екатеринбург...
Я знала, что четырнадцатого апреля там будет с гастролями Театр Олега Табакова, который покажет спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (реж. Константин Богомолов). Наивно полагая, что мне подфартит также, как с челябинскими «Страстями по Емельяну», и я без проблем куплю билет, звоню в зрелищные кассы. «Девушка, вы что?! – искренне удивляются на том конце провода. – На «Табакерку» билеты раскупают за два месяца до спектакля!» … Облом! На следующий день, приехав в Екатеринбург и с бешеной скоростью перелопатив все дела, я вновь с надеждой набираю номер кассы театра:
-На «Фигаро»?! На сегодня?! – недоумевает кассир. – Конечно же, нет!
-А может…
-Давно нет, девушка, всё разобрали!
-А вдруг…
-У-ВАС-НЕТ-НИКАКИХ-ШАНСОВ-ПОПАСТЬ-СЕГОДНЯ-НА-СПЕКТАКЛЬ! – голос в трубке звучит жестко и уверенно, будто мне зачитывают приговор.
Но они плохо знают меня . Отправив одну… две… три… в общем, максимум пять жалобных СМС своей подруге, живущей на другом конце света, и, получив от неё в виде ответных СМС и звонков мощную душевную поддержку, я направляюсь в ТЮЗ, где состоится спектакль.
Кассирша, видимо узнав меня по голосу, сочувствующе произносит:
- Милая ты моя, ну неееееееееету!
- А как вы думаете: есть ли шанс купить у кого-нибудь лишний билетик?
- Вряд ли. На такие спектакли лишние билеты отдают знакомым и родственникам…
Я выхожу из театра и тоскливо разглядываю буклет с фотографиями и фамилиями актеров. Внутренний голос явно издевается надо мной, ехидно напевая одну из песен Д`Артаньяна: «И что мне теперь осталось – только имя, только имя!». До начала спектакля – меньше двух часов… Я прикасаюсь рукой к стене серого недружелюбно встретившего меня здания, и начинаю заниматься самым настоящим мазохизмом: представляю, что в этот момент, все они, дорогие и любимые – Олег Палыч Табаков, Марина Зудина, Сергей Безруков, Ирина Пегова, Виталий Егоров – уже там, в нескольких метрах от меня за бетонной плитой, репетируют диалоги, проверяют декорации… И скоро всё начнется. Но только — без меня… О, Бооооооже мооооой! Опасаясь закончить свой командировочный день в какой-нибудь тихой екатеринбургской психушке, чтобы восстановить душевное равновесие я направляюсь в красивый Храм, расположенный в нескольких метрах от театра .
Здесь надо уточнить: я давно мечтала посетить в Екатеринбурге Храм-на-крови, построенный на том месте, где в 1918 году были расстреляны последний российский император Николай II, его жена и дети. Но всё как-то не срасталось. Зная, что командировка в четверг будет достаточно легкой, я дала слово одному замечательному человеку, что посещу то страшное место. Однако, расстроившись из-за отсутствия билетов на «Фигаро», забыла о своем обещании. Каково же было мое удивление, когда собор, куда я пришла, оказался тем самым Храмом-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших… Не буду развивать рядом с шаловливым «Фигаро» эту особую тему, требующую большого пространства. Скажу лишь, что за два часа, проведенных в Храме и музейном комплексе при нём, где размещены экспонаты, связанные с жизнью и гибелью царской семьи, испытала сильнейшее эмоциональное потрясение. Такие места располагают к самокопанию. Поэтому я возвращалась из Храма-на-крови с уверенностью: моё НЕпопадание на «Фигаро» – НЕслучайно. Наверно, что-то когда-то НЕ ТО сказала\сделала\написала\подумала… Мысленно попросив прощение у актеров и пожелав им удачи, я снова подошла к театру. Без всякой надежды. Только для того, чтобы на прощание прикоснуться к нему и впитать хоть каплю энергетики спектакля.
… Оказавшись через несколько минут в зале на 18-м ряду (ну хоть что-то!), я очередной раз убедилась — чудеса случаются!
…Возможно, мое мнение о спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» не будет на сто процентов объективным, так как в связи с пережитым, я всё воспринимала как неожиданный выигрыш в лотерею. Но, являясь достаточно искушенным зрителем, посмотревшим, в том числе, три спектакля с Сергеем Безруковым «в живую», постараюсь быть максимально честной. Поэтому сразу – о том, что не понравилось.
Во-первых, спектаклю не повезло с публикой. У меня сложилось впечатление, что основную часть билетов продали работникам какого-то одного предприятия, типа Хладокомбината. Или может тяжелая энергетика Храма-на-крови так влияла на людей? Зрители хоть и реагировали смехом и аплодисментами на происходящее, но делали, на мой взгляд, это как-то слишком вяло даже во время самых блистательных моментов. В том, что с публикой явно что-то не так, я убедилась во время антракта, когда заметила длиннющую очередь, растянувшуюся почти через весь холл. По своей наивности, я решила, что народ стоит за DVD «Признания авантюриста Феликса Круля» (спектакль театра Табакова), и поспешила туда же. Оказалось, никакого Круля нет. Просто зрители оголодали настолько, что мужественно стояли за бутербродами с колбасой даже тогда, когда прозвенел третий звонок. Легко было предугадать, что такая публика просьбу администратора о выключении телефонов пропустит мимо ушей. Мобильники звонили, вынуждая Сергея Безрукова (Фигаро) ловко импровизировать на эту тему: «…как же вы можете, после того, как я столько для вас сделал… (раздается звонок) … вместе с мобильным телефоном!» Кстати, сначала мне показалось, что на спектакле в основном присутствовали семейные пары категории «за 30…». Но возбужденный возглас «Ааааааахххх!» прокатившийся волной по залу после того, как Безруков послал зрителям смачный воздушный поцелуй, свидетельствовал о том, что было и немало молоденьких темпераментных поклонниц.
Во-вторых, в первом действии мне не хватило музыкальности и возникало ощущение затянутости некоторых сцен.
В-третьих, меня чуточку коробило, когда актеры уж слишком ярко в диалогах и монологах акцентировали внимание на фразы, намекающие на современные проблемы. Мол, «до вас точно дошло, что имелось ввиду?!» В такие моменты я чувствовала себя ученицей, которой дотошный педагог настойчиво разъясняет очевидные вещи.
В-четвертых, я поняла, что Безрукова нужно непременно смотреть с первых рядов. У этого актера необычайно говорящее лицо и очень живой цепкий взгляд, которые играют огромную роль в создании Сергеем образа. В этом я убедилась, сидя рядом со сценой на спектаклях «Сирано де Бержерак» и «Страсти по Емельяну». А вот наблюдая за игрой Безрукова с 18-го ряда в бинокль, почувствовала, что много теряю.
На этом моя ложка дегтя опустела. Перехожу к мёду.
Как только занавес открылся, возникло ощущение, что я попала в сказку – детскую мечту. Третий раз за свою жизнь на гастрольных спектаклях я видела такие шикарные декорации и добротные костюмы актеров. Один только бассейн с фонтанчиком чего стоит! Сразу замечаешь, что пьеса Бомарше достаточно серьезно перекроена создателями спектакля. Появилось много новых забавных примочек, от которых я просто по-хорошему балдела: футбол в «замедленной съемке»; потрясающе обаятельные олени (рогатые мужья?) поджаривающие сами себя на вертеле; распитие Марселиной шампанского «из горлА» и её неудавшаяся попытка утопиться в том самом бассейне за счет надгробной плиты Бомарше на шее и многое-многое другое.
Сильнейший актерский состав наполнил поставку комичным драйвом в сочетании с глубокой психологичностью. А невульгарно-откровенные шутки, по моему, только добавляли этому коктейлю нужную крепость. Олег Павлович был превосходен в роли Альмавива! Этакий трогательно-наивный сластолюбец! Марина Зудина, аристократично-сдержанная графиня — удивительно свежа, молода и грациозна. Безумно понравилась Ирина Пегова! Её Сюзон, сводящая с ума своим огромным шикарным бюстом не только Фигаро и Альмавиво, но и всех зрителей мужского пола, – легкая, очень юная и озорная девчонка, с чертиками в глазах. Зацепил меня и симпатиШный парнишка Керубино. Вот только жаль, что с 18-го ряда я так и не поняла, кто его играл: Чепурченко или Долгирев? Марселина недостаточно убедительна в тех моментах, где она демонстрирует себя как сексуально-озабоченную даму, но зато её трепетный монолог матери заставил мое сердце дрожать. Замечательный судья – Виталий Егоров. Но расстроил тем, что его роль слишком маленькая. Я не успела насладиться.
Ну и, наконец, Фигаро… Ох, уж этот Фигаро!;) Таким Безрукова я наблюдала впервые... Я привыкла видеть Сергея Витальевича в основном в глубоких и довольно трагических ролях. Поэтому веселый, игривый и задорный Фигаро, обладающий прекрасной фигурой, удивил и восхитил меня с первых минут. Он лёгок и пластичен в хореографических моментах. Он чувственен и местами по-современному раскрепощён. Ведь думал же, что в беседке охмуряет графиню (мстит), и только когда застегивал штаны, распознал в любовнице свою Сюзон! А с каким южным темпераментом и страстностью Фигаро ругается на испанском! Ух! Фигаро (или Безруков?) по-юношески мило покрывается румянцем, когда, обращаясь к публике, чувствует одобрение и любовь. Но легкая небритость и эмоциональные серьезные монологи говорят о том, что перед нами уже «не зверёк, а зверь». Интересно наблюдать, как Безруков ловко управляет залом, вовремя нажимая нужные «кнопки»: для каждой категории зрителей — свою. Юных барышень Фигаро покоряет воздушными поцелуями и изящным заигрыванием бёдрами. Ведёт «мужской разговор» с представителями сильного пола в зале («Мужчиныыыыы….! Ротозеееее-ииииии!»), чем вызывает радостный басистый смех. Тонко чувствующих особ Фигаро привлекает драматическими моментами (например, очень хороша сцена суда с Марселиной) и глубокими исповедями, в которых местами я услышала откровения Безрукова о самом себе. А многочисленные реплики, посылаемые в зал, создают ощущение прямого общения с лукавым камердинером. Во время нежной сцены свидания Фигаро и Сюзон в ночи после свадьбы, несмотря на легкую комедийность, любовь просто витает в воздухе! И эта живая страсть и томительная нежность, идущие со сцены, настолько сильны, что заставили меня испытать некий душевный оргазм (не побоюсь этого слова).
Спектакль был настолько захватывающим, что я часто в ужасе смотрела на часы: осталось всего 30 минут….20 минут…. о, Господи, 10 минут, и это чудо закончится! Неееееет! Но время неумолимо бежит, уже – поклоны. Из-за проблем с приобретением билета я не успела купить цветы. Поэтому ужасно расстроилась, что букетов было хоть и много, но недостаточно по моим меркам для такого зрелищного действа. Безруков и на поклонах – всё тот же Фигаро-озорник. Он деликатно перенаправляет зрителей с цветами от себя к своим партнерам, лучезарно улыбается, шалит, посылает в зал очередной воздушный поцелуй и в заключении совершает грациозный прыжок. И вот они вдвоем на сцене: Фигаро и Альмавива, великий Табаков и его ученик, достигший уровня учителя! Пожимают друг другу руки и обнимаются под несмолкающие крики «Браво!». Занавес.
К служебкам я — не ходок. Кроме того, до моего междугороднего автобуса остается всего 15 минут… Но со мной, как талисман — счастливый билет на «Фигаро»! Поэтому, как следует разбежавшись, я успеваю запрыгнуть в отъезжающий автобус. Отправляю все той же отзывчивой и терпеливой подруге одну… две… в общем, максимум 5 восторженно-кричащих СМС и спокойно засыпаю, свернувшись калачиком на сиденье. Да-да! Я нахожусь уже в том возрасте, когда даже после таких ярких впечатлений можешь заснуть, а не лежишь всю ночь с выпученными от счастья глазами и блаженной улыбкой на лице. Но только мне почему-то снится, что я дремлю на травке возле графского бассейна, положив голову на плиту со странной надписью, а рядом мирно пасутся двуногие олени.