Отзыв от 02.02.2010.
Посчастливилось мне в прошедшие выходные побывать в театре на антрепризой постановке Валерия Золотухина "Собачье сердце" (театр Арбат). Шла на спектакль, дико волнуясь… К творчеству Булгакова я отношусь очень ревностно, считая его творения абсолютно гениальными. Поэтому и фильм Бортко смотрела с большим пристрастием, сомневаясь, что удастся перенести на экран замысел автора романа. Ан, нет. Фильм мою трепещущую душу сразу успокоил и заставил быть вечной поклонницей талантливого режиссера. Но тут - сцена, театр. Это другое.
Спектакль… Много молодежи. В зале нет ни одного свободного места.
Но … только минут через 15 после начала действия. Потому что зрители слишком долго рассаживаются по своим местам. В зале суета и шепот. Актеры нервничают - это чувствуется. (Мне ужасно стыдно за магнитогорцев, но я знаю, что зрители не виноваты. Это администрация театра почему-то решила, что огромнейшее количество людей могут обслужить всего три гардеробщика. Очереди - по 100 человек).
Наконец, тишина. На сцене голодный, замученный, но милый пес Шарик (Микаэль Молчанус).
Он так натурально гримасничает, вычесывает блох и жует найденные косточки, что я не сразу понимаю, что пса играет-то человек. При чем, почти без грима. Забавно. В дальнейшим, преобразившись в наглого "пролетария", Молчанус исполняет свою роль очень креативно. Его Шариков возможно и не переплюнул Шарикова киношного, но созданный Молчанусом образ индивидуальный и интересный.
…Когда мы собиралась на спектакль, моя мама, ровесница Валерия Золотухина, вдруг сказала:
- А ты не боишьсь разочароваться в Золотухине? Ведь ему - 70! А в таком возрасте уже не играют также как в 30-40.
… Играют. Еще как играют! Кто сказал, что Валерию Сергеевичу 70?! Это какая-то нелепая ошибка! Ему максимум 45! Молодой и энергичный актер. Да, его Преображенский, как и герой Булгакова интеллигентный и сдержанный. В начале… Но экспрессия, с которой творит на сцене Валерий Сергеевич, делает его источником энергии всей постановки. В спектакле, к моему большому удовольствию, оставлены почти целиком знаменитые рассуждения-монологи Преображенского, которые Золотухин читает с яркой жгучей иронией. А в конце, измученный выходками Шарикова и пролетариев, разочаровавшись в своем эксперименте, Преображенский уже, не сдерживая эмоций, нервно и страшно кричит, так что мурашки кусают мое тело.
Доктор Борменталь (Виктор Черненко) в начале спектакля кажется мне слишком флегматичным. Он с аристократичной сдержанностью спокойно относится ко всем гадостям Шарикова. Но с каждой минутой взгляд его меняется… Мне всегда интересно наблюдать за глазами актеров, поэтому я беру билеты на 1-2 ряд. По моему мнению, высшим пилотажем в актерской профессии является умение через блеск, глубину, силу взгляда показать внутреннее состояние своего героя. Виктор Черненко в этом смысле был восхитителен. Его взгляд очень естественно менялся по ходу спектакля:
- спокойный сосредоточенный взгляда ученого;
-тревожный, блестящий от слез взгляд преданного ученика, способного на любые жертвы ради своего учителя;
- УБИЙСТВЕННЫЙ, раздраженный взгляд человека, готового растерзать мерзкого Шарикова (я боялась, что он Шарикова по-настоящему задушит).
Браво!
Интересная музыкальная тема. Остроумные диалоги. Осовремененные пролетарии: два огромных широкоплечих бугаЯ с тупым выражением лица - натуральные братки.
P.S. Капля дегтя.
Не люблю я критиковать. Хотя бы потому, что не являюсь критиком. Но в одном моменте мне было очень обидно как зрителю. Поэтому поделюсь своей грустью...
Швондера, неподражаемого яркого персонажа Булгакова, исполнял неизвестный мне актер, очень похожий на Александра Семчева (но это точно не он). При чем, актер не был обозначен ни в программке, ни в афише (там указаны Андрей Федорцов, Александр Семчев, Семен Стругачев, Валентин Мельник), да и на сайте театра о нем – ни слова. Возможно, случился форс-мажор, и этого начинающего актера пришлось срочно взять на роль. Настолько срочно, что он её и не репетировал… Знаете, как иногда играют маленькие ребятишки в кружках самодеятельности: быстро отбарабанят свои реплики и стоят с безразличным выражением лица и отсутствующем взглядом в сторонке или прокручивают в голове будущий текст. Швондер был именно таким… Мне хотелось плакать от разочарования. А когда Швондер уходил, старалась быстрее его забыть, чтобы не портить общее впечатление от спектакля. Хотя справедливости ради надо отметить, что был один очень неплохой эпизод. Когда Швондеру пришлось говорить по телефону с "большим человеком", ругающим его за "наезды" на Преображенского. Этот огромный актер с грубым голосом вдруг на глазах весь сжался, скукожился, в себя втянулся и превратился в маленького забитого человечка с писклявым подлизывающимся голоском. Так что, возможно, у актера в будущем есть все шансы сыграть настоящего булгаковского Швондера!
В целом, думаю, что постановка Золотухина - еще одно искреннее признание в любви Михаилу Булгакову.