[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ об искусстве и творчестве » Рецензии и отзывы на спектакли » Театры Санкт-Петербурга. Антреприза » Театр RIP. Балаганчик VIP («Три сестры» в БДТ в постановке Панкова)
Театр RIP. Балаганчик VIP
balayanДата: Среда, 19.04.2017, 16:13 | Сообщение # 1
Зритель
Группа: Новый участник
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
БДТ верен заветам Товстоногова: классика должна быть современна. И режиссеру Панкову удалось осовременить Чехова на славу. Не подумайте лишнего: текст в сохранности, костюмы и декорации умеренно традиционны, стриптиз и танцы у шеста даже не подразумеваются. Но при этом режиссеру удалось создать из «Трех сестер» истинно современную вещь.

Когда-то театр подозревал в зрителе наличие интеллекта, надеялся на способность к возникновению мысли в ответ на сценическое действо. У каждого времени свои методы, и современный театр открещивается от устаревших догм и предрассудков. Традиционная театральная культура заставляла зрителя искать вопросы, на которые надо ответить.

Сегодня в тренде массовая культура с фаст-фудом готовых медийных штампов, и разумно воспользоваться ею.
Ищем модную мысль. Ах! Рамки! Вот «острая тема»! Травма индивидуальности! Каждый культурный человек… как же он сегодня без темы калечащих души рамок? И постановка задействовала рамки по максимуму. Эмоционально слезливая тема загнанного в рамки детства. Социальные рамки… Профессиональные рамки… психологические рамки… По канонам масскультуры («повторяйте, дабы запомнилось») рамки размещены везде: и светящиеся рамки окон, и сетчатые рамы потолка, и, конечно, целая коробка портретных рамок (подарок Андрея), - при такой артподготовке «каждый культурный человек» сразу понимает что хотел сказать автор.

Московских режиссеров ругать не принято. И я-таки чту традиции, хотя известно: москвичи ездят в Питер за двумя вещами: поглумиться над провинциальностью и сваять шедевр для какой-нибудь «Золотой Маски». Панкову удалось на славу и то, и другое: «Трех сестер» можно смело везти на любой фестиваль, это варево состоит из таких ингредиентов, что переварить могут только крепкие желудки фестивального жюри – они и не такое едывали.

Но технически спектакль получился интересный. Есть злая ирония с серьезной миной в замене трех сестер на семерых. Это и явное «алаверды» незабвенному Марку Анатольичу Захарову, и ехидная ухмылка в сторону труппы и зрителя (диалог Кисы и Бендера: - Это кто ж такие – Агафьи Тихоновны – Неужели все четыре? – Четыре. – А что ж они делают? – Ищут.) К чеховским сестрам режиссер добавил комплект из трех дам «элегантного возраста» в перманентном предсуицидальном состоянии, прозрачно символизирующих ужасающее будущее сестричек. И седьмая «сестра», одна для всех девочка-Детство, в которой светится милая непосредственность образа, умноженная на действительно качественную игру юной актрисы. Почему девочка одна? Видимо, трех девочек вводить в действие было нельзя: они убили бы всё общее «слюнявое психоложество» спектакля.

А вот еще находка режиссера: построить театральное действие по закону телесериала. Традиционный спектакль был характерен непрерывностью: он имел внутренний ритм, где для понимания значимы каждое слово, фраза, изменившееся выражение лица актера. Упусти момент – можешь не понять целого. Сегодня это отброшено. Отсутствие внутреннего ритма и нудная длительность действия заставляют замечтаться о чашке чая, вязании или, на худой конец, попкорна. И в этом есть большой плюс: зритель без ущерба может отвлечься и написать с десяток СМС, хотя бы «я на премьере».

В телевизионные же законы уложена и удивительная для театра, но своеобычная для сериалов буднично-бледная «никакая» игра актеров, постоянно занятых чем-нибудь малоосмысленным - беготня, игра на гитаре, общая «движуха во имя движухи». Из единого артистического ансамбля выбивается Чебутыкин в исполнении народного артиста Чудакова (от него веет старым бдт-шным духом), да милое дитя Детство. Но общее плоское ощущение эти двое лишь усиливают.
Для увеличения «телеэффекта» в течение всего немалого времени действия актеры прерывают игру «рекламными паузами», и педантично зачитывают все курсивом написанные чеховские ремарки к пьесе. Серьезно, честно! Ведь без подсказки «Действие происходит в саду» или «Пауза» зритель не поймет где что происходит и отчего молчат актеры – пауза у них или просто текст позабыли.

Культура учит думать, даже делая вид, что развлекает. Масскультура с готовностью принимает позу мыслителя, но учит только использованию данных извне готовых штампов. Балаганчик…
Но балаган – развлечение понятное, то есть «для народа». А по завету масскультуры «истинное искусство» должно быть невнятным (чтобы разъяснять «что хотел сказать нам автор»), упоительно скучным (только «культурный» человек выдержит), с изрядной долей психологического садо-мазо (чтобы запомниться). В комплект садо-мазо введена скрипка. Четыре часа тошнотворной скрипичной ноты не добьют только учителя музыки, привычного к кошкодральным звукам несчастного инструмента в руках дошколят. И вся качественная, на хорошем уровне сделанная озвучка пьесы умирает от истязания этим долгим, мучительным, нечеловеческим звуком.

И таки постановка совсем неплоха – симпатичные костюмы, занятные декорации (рассматривая их, можно худо-бедно высидеть первое действие). Ее бы сократить вчетверо, да запустить в переводе Гоблина… Но, увы: классика – это святое. Ни слова помимо текста, ни минуты короче задуманного.

Мария Балаян


Сообщение отредактировал balayan - Среда, 19.04.2017, 16:16
 
ВолжанкаДата: Суббота, 22.04.2017, 22:03 | Сообщение # 2
Режиссер
Группа: Основатели
Сообщений: 1269
Награды: 18
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
…значица к нам ещё люди из Петербурга заглянули?) Рады! Спасибо за рассказ! Очень своеобразный текст у вас.
Перечитала несколько раз. Но интересно.
Вопрос поназванию темы:Театр RIP. Балаганчик VIP. Яндекс мне выдал проведение детских праздников, шоу актёров-двойников и др. balayan, вы из этого театра?
 
ФОРУМ об искусстве и творчестве » Рецензии и отзывы на спектакли » Театры Санкт-Петербурга. Антреприза » Театр RIP. Балаганчик VIP («Три сестры» в БДТ в постановке Панкова)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: