Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в семье Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907), преподавателя Киевской духовной академии, за несколько недель до смерти ставшего ординарным профессором кафедры истории западных вероисповеданий. Булгаковы - провинциальная дворянская интеллигентная семья. Отцовского жалованья хватало многодетной семье (у старшего, Михаила, было двое братьев и четыре сестры) для безбедного существования. Положение несколько осложнилось после безвременной кончины Афанасия Ивановича. Но все же ранняя смерть отца и связанные с ней житейские тяготы не помешали будущему писателю получить хорошее образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания в гимназии был высокий, занятия вели порой даже университетские профессора.
В семье Булгаковых главную роль в воспитании детей играла мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская (1870-1922), дочь протоирея Казанской соборной церкви в городе Карачаеве Орловской губернии. Женщина энергичная, с волевым характером и в то же время необыкновенно тактичная и добрая, она, что называется, вела дом. От матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам.
В 1909 году Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году будущий врач женился на Т.Н.Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой. Семейство Лаппа, столбовые дворяне, - это уже другой мир, мир родовитой аристократии, высшего чиновничества, где и достаток выше и образ жизни несколько иной, чем у Булгаковых. Родители молодых настороженно относились к их роману, завершившемуся браком лишь через пять лет после знакомства, но потом смирились. Булгаков и Татьяна Николаевна сняли квартиру на Андреевском спуске; жили скромно. Киев в начале века был крупным театральным центром, и молодые супруги часто посещали театральные премьеры. Булгаков, любивший и понимавший музыку, несколько раз слушал Шаляпина, приезжавшего на гастроли.
В 1914 году разразилась первая мировая война, разрушив надежды Булгакова и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее, хотя дыхание войны в Киеве в полной мере почувствовалось далеко не сразу. Сам Булгаков после окончания университета работал в полевом госпитале сначала в Каменец-Подольском, потом в Черновцах. Это было время прорыва австрийского фронта армиями генерала Брусилова в мае-июне 1916 года. Русские войска несли большие потери, Булгаков видел страдания сотен, тысяч искалеченных людей.
В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычевский уезд Смоленской губернии, а осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением городской земской больницы в Вязьме. Этот период жизни нашел отражение в «Записках юного врача» (1926).Документы, в частности удостоверение, выданное Булгакову земской управой, свидетельствуют, что он был хорошим врачом, за год работы в Никольской больнице принял более 15 тысяч больных и успешно произвел многие хирургические операции.
Февральская революция нарушила привычный миропорядок, внесла зримые перемены и в жизнь молодого врача. Через несколько месяцев после Октябрьской революции Булгаков был освобожден от военной службы (он числился ратником ополчения II разряда и работал земским врачом как военнообязанный) и вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны.
Во Владикавказе в самом конце 1919-го или в начале 1920 года Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах, навсегда, по его собственным словам, бросив занятие медициной. Первый рассказ был создан осенью 1919-го. Зимой 1919-1920 гг. Булгаков пишет несколько рассказов и фельетонов, один из которых («Дань восхищения»), опубликованный в феврале в одной из северокавказских газет, частично сохранился в булгаковском архиве. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Для Первого советского театра Владикавказа, для осетинской и ингушской театральных групп он написал пьесы. Вообще же пьесы владикавказского периода были прежде всего агитками-однодневками, писались для того, чтобы заработать насущный кусок хлеба, и подлинное мастерство Булгакова-драматурга в них еще не раскрылось.
В мае 1921 года успешная постановка «Сыновей муллы» дала автору пьесы достаточную сумму денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис, где он рассчитывал на более благоприятные условия для литературно-драматической деятельности. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах», так же как перипетии булгаковской биографии времен гражданской войны отразились в романе «Белая гвардия» и рассказах «Необыкновенные приключения доктора» и «В ночь на 3-е число».
В Тифлисе, а потом в Батуми у Булгакова была реальная возможность эмигрировать. Но он уже тогда сознавал, что русский писатель должен жить и писать в России. Он принимает решение остановиться в Москве, куда, после короткой остановки в Киеве, он прибыл в сентябре 1921 года.
Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжкие месяцы безработицы. Писатель пытается сотрудничать в частных газетах, возникших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших, поступил даже в труппу бродячих актеров. Переходный период от военного коммунизма к нэпу оказался в жизни страны едва ли не более тяжелым, чем сама эпоха военного коммунизма. Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. Упрочилось и материальное положение Булгакова. С весны 1922 года он стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов, а также в берлинской газете «Накануне».
В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» - нувориши-нэпманы («Триллионер», «Чаша жизни»), но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, некомпетентные совслужащие и другие. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло.
В повести «Роковые яйца», созданной в 1924 году, Булгаков перенес действие в воображаемое будущее - в 1928 год, когда результаты новой экономической политики уже привели к резкому подъему уровня жизни народа. Великое открытие профессора Персикова, могущее принести благо всему человечеству, оборачивается трагедией, оказавшись в руках полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа. Не случайно в булгаковских повестях 20-х годов талантливые герои терпят неудачу. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества принять новые гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям, в «Собачьем сердце» та же проблема рассматривается на уровне личности, причем выясняется, что нравственно сознание трудящегося еще далеко не соответствует требованиям, предъявляемым новым строем. В этом же 1924 году второй женой Булгакова становится Любовь Евгеньевна Белозерская.
Булгаков с первых дней литературной деятельности испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа, оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В своих наиболее значительных пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», созданных в 1925-1928 гг., Булгаков запечатлел поворот к принятию революции той части интеллигенции, которая первоначально отнеслась к ней настороженно или прямо боролась против нее. Здесь драматург показал самое начало процесса, весьма скоро приведшего к образованию «новой интеллигенции».
В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира». После того как Главрепертком не рекомендовал к постановке новую булгаковскую пьесу «Мольер», драматург 28 марта 1930 года написал большое письмо правительству. Как и в написанном в сентябре 1929 года письме на имя секретаря ЦИК СССР, Булгаков указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу. Письмо возымело действие: 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссером-ассистентом (В 1936 году из-за конфликта с руководством театра после снятия «Мольера» Булгаков ушел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста). В 1932 году были возобновлены «Дни Турбиных» и там же, во МХАТе, поставлена булгаковская инсценировка «Мертвых душ». Теперь Булгакову до конца жизни уже не придется думать о куске хлеба. Однако после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни единой своей строчки.
Единственный раз в письме 1931 года Булгаков просил Сталина о личной встрече. Потом, как видно осознав бесполезность этого, писатель обращался к нему лишь с конкретными жалобами на произвол бюрократов и нередко с просьбами за других. Так, в 1925 году Булгаков совместно с Анной Ахматовой подготовил письмо к Сталину в защиту ее арестованных мужа и сына. В 1938 году он обратился в тот же адрес с просьбой о смягчении участи своего сосланного друга драматурга Николая Эрдмана. Подобное обращение в то время со стороны писателя, имевшего репутацию «полуопального», было делом рискованным. Этот поступок - яркое свидетельство гражданского мужества Булгакова.
После разговора со Сталиным Булгаков получил средства к существованию и возможность творить - но не мог при жизни сделать свои творения всеобщим достоянием. После того как в 1933 году окончилась неудачей попытка издать в серии «ЖЗЛ» его роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков до самой смерти, последовавшей 10 марта 1940 года, более не пытался публиковать свои произведения. Делом жизни для него стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, причем последние полтора года - уже смертельно больным писателем, сознававшим, что напечатанным роман увидеть уже не удастся. Но Булгаков верил, что придет время, когда созданное им будет необходимо соотечественникам... Создав свое великое произведение - «Мастера и Маргариту», где декларируемый идеал одновременно оказывается и небесно недосягаемым и реальным до осязаемости, Булгаков дал новый импульс движению русской литературы в ее поисках нравственной истины.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.
Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е.С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Девочки, поговорите со мной о Михаиле Афанасьевиче Булгакове, а? Взялась перечитывать "Мастера и Маргариту", просто читаю и наслаждаюсь, вот создал же шедевр человек! Читаю и мне каждая страница нравится, каждая реплика, начиная с эпиграфа из Фауста: "Я-часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым.
Девочки, поговорите со мной о Михаиле Афанасьевиче Булгакове, а? Взялась перечитывать "Мастера и Маргариту", просто читаю и наслаждаюсь, вот создал же шедевр человек! Читаю и мне каждая страница нравится, каждая реплика, начиная с эпиграфа из Фауста: "Я-часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо."
Да-да-да!!!! Наташа, М и М - это моя любимейшая книга с 15-ти лет!!! Кроме того, что я ее перечитала раз 100, так я ее еще всегда и всюду вожу с собой)). ...Знаете, у всех родителей есть самые любимые байки про своих детей, которые они любят постоянно рассказывать, когда гости приходят. Так вот, мои родители гостям на протяжении вот уже ...цати)) лет в обязательном порядке рассказывают о том, как я в 10 лет сломала лыжи в горах и что М и М - моя вечно любимая книга))). Я могу ооочень много говорить об этом романе, ибо знаю наверно наизусть. Начинай ты. На какую тему хочешь пообщаться? А вообще Булгаков гениален! Я у него много чего еще люблю: Собачье сердце, например, или Белую гвардию. Но М и М - это особый необыкновенный роман. Чего б еще разумного посеять?
Ну тогда начну...вот Воланд он для тебя кто и вся его свита? Они такие...ну...неоднозначные я бы сказала, провокаторы, но ведь не злодеи в прямом смысле? Или как для тебя? Они так изысканно проворачивают свои дела, не начинают действовать за человека пока не получат согласие от него, из разряда, Азазелло Маргарите намекает на то, что она может как-то повлиять на судьбу Мастера, приняв предложение приехать к иностранцу, потом перед тем как стать королевой бала Маргариту спрашивает Коровьев не откажется ли она взять на себя эту обязанность. Одним словом, без согласия человека ничего не делается и М.Булгаков это очень чётко прописал. Раньше я как-то на это внимания не обращала, а сейчас читаю и... всё с добровольного согласия, никакого насилия или принуждения, хотя интрига есть и шантаж, но всё добровольно! И так во всей нашей жизни. Выбор за нами!
И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым.
М.Булгаков похоже станет моим любимым писателем на ближайшее необозримое время. Как мне нравится его стиль изложения! И вообще, Таня, ты ведь специально себе такой (как он называется по-умному, в общем, где у всех худруки и суфлёры, она себе видите ли "примус" нарисовала)))), я знаю, это ты специально, чтобы мне захотелось "Мастера и Маргариту" перечитать))) и вообще вынести из маминой библиотеки всего М.Булгакова!!!! Таня, твоя затея удалась, браво)))! О, бедный наш котяра, после прочтения "М&М" в нашем доме к нему стали обращаться не иначе как "молчаливая галлюцинация")), но он привыкший, какое-то время назад он был "Моисеечем" (в честь Моисеева причём Игоря), а совсем недавно ребёнок пытался сделать из него Пеппи, нацепив на него разноцветную бахрому. Но я отвлеклась. Девочки, вот скажите мне как, как его печатали при жизни ( немного правда, но ведь печатали)?! Он ведь такое писал. Запрещали, изымали, опять разрешали. Вот уж действительно "рукописи не горят".
И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым.
Сообщение отредактировал NatashaNamrata - Пятница, 22.01.2016, 09:25
Боже, как я много всего пропустила в жизни(((. И Булгакова в том числе.
Наташа, ты не пропустила! Просто у тебя приоритеты были другие в жизни. А вообще нам часто кажется, что мы многое пропустили, не успели, и мне в том числе, но, если сейчас есть интерес к тому, что как ты сказала "пропустила", значит уже не пропустила. А вообще, я сомневаюсь, что ты не смотрела фильм Л.Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Ведь смотрела же и, как и все мы, ни один раз?)) А этот фильм поставлен по пьесе М.Булгакова, и эти шедевральные фразы: "Оставь меня, старушка, я в печали", "Как челобитную царю подаёшь?", "Что крест животворящий делает!", "Я не узнаю вас в гриме", "Отвечайему что-нибудь… а то ты видишь, человек надрывается", "Эта роль ругательная, и я прошу ее ко мне не применять", "Кемскую волость? О, я… о, я…", "Марфа Васильевна я", "Ох, бесовская одежда!… Ох, искушение!", "С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на неё и уповаю" и т.д. - знают все.
Правда некоторые "крылатые" выражения были заменены на более современные и включены сцены с вызовом психушки и ещё некоторые, но в целом всё по пьесе.
Не могу отказать себе в удовольствии посмотреть некоторые отрывки:
Конечно, смотрела. Но не знала, что по его пьесе Гайдай снимал этот фильм. Для меня это новость. Я та всегда думала, что фразы Гайдай придумал. Вот темнота).Век живи, век учись)).
Старшая дочь (одиннадцатиклассница) сейчас как раз в школе по лит-ре проходит "М и М". Сегодня буду помогать ей решать заданный на дом онлайн-тест по этому роману. Постараюсь поскриншотить вопросы и выложить вам)). Готовьтесь!))) Чего б еще разумного посеять?
Сообщение отредактировал tania_roza - Воскресенье, 31.01.2016, 14:53
Причем, на время. Причем, на очень ограниченное время))), и вопросы предполагают дюже глубокое знание романа)). Хотите испытать себя? Публиковать тут вопросы? Чего б еще разумного посеять?
Итак, обещанные тесты. Время не устанавливаем, оценки не ставим)). Единственное условие, оно же - просьба: не искать ответы в интернете, а думать самим, вспоминая роман. Так ведь интересней!;)). Позже размещу правильные ответы.
Отвечаем так: номер вопроса - номер(а) правильных ответов. Пример: 1) 2 2) 2,3 .... ВНИМАНИЕ: некоторые вопросы могут предполагать несколько вариантов ответов - пишем их через запятую.
1. Кому из героев романа принадлежат слова, ставшие крылатым выражением: « Этого не может быть!..»? 1) Мастеру, 2) Понтию Пилату, 3) Ивану Бездомному, 4) Берлиозу, 5) Варенухе. 2. У Берлиоза Михаила Александровича был 1) альт, 2) высокий тенор, 3) низкий бас, 4) контральто, 5) лирическое сопрано. 3. У кого из героев романа «правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»? 1) у кота Бегемота, 2) у Коровьева, 3) у Азазелло, 4) у Римского, 5) у Воланда. 4. Поэт Иван Понырев хочет отправить Канта 1) на Колыму, 2) в Норильск, 3) на Камчатку, 4) в Соловки 5) в Магадан. 5. Какими папиросами угостил иностранец Ивана Николаевича Понырева? 1) «Беломорканалом», 2) «Примой», 3) «Нашей маркой», 4) «Народной властью», 5) «Казбеком». 6. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Брови черные, но одна выше другой». Кто это? 1) Римский, 2) Жорж Бенгальский, 3) Берлиоз, 4) Коровьев, 5) Воланд. 7. «Одет в летнюю серенькую пару, маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». Это 1) Семплияров, 2) Босой, 3) Варенуха, 4) Берлиоз, 5) Стёпка Лиходеев. 8. «Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве,… , появились два гражданина». 1) на Чистых прудах, 2) на Арбате, 3) на Патриарших прудах, 4) на Малой Бронной, 5) на Садовой. 9. «В час небывалого жаркого заката» ходил в перчатках 1) Михаил Александрович Берлиоз, 2) поэт Иван Бездомный, 3) гражданин в клетчатом, 4) иностранец, 5) Иосиф Флавий. 10. Берлиоз(1), Бездомный(2), иностранец(3) были а) в берете, б) в клетчатой кепке, в) в шляпе 1)1а, 2б, 3в, 2) 1б, 2а, 3в, 3) 1в, 2б, 3а, 4) 1а, 2в, 3б, 5) 1б, 2в, 3а, 6) 1в, 2а, 3б. 11. Как называют иностранца автор(1), Берлиоз(2), Бездомный(3)? а) престранный субъект, немец, француз, не англичанин, б) неизвестный, иностранец, интурист, заграничный чудак, заграничный гость, иноземец, незнакомец, в) англичанин, поляк, шпион, русский эмигрант, заграничный гусь. 1) 1а, 2б, 3в, 2) 1в, 2б, 3а, 3) 1б, 2в, 3а, 4) 1б, 2а, 3в, 5) 1а, 2в, 3б, 6) 1в, 2а, 3б. Как характеризует такое отношение к иностранцу каждого из них? 12. В каком порядке сидели рядом на скамейке Бездомный, Берлиоз и иностранец? 1) в середине Берлиоз, слева от него иностранец, справа Бездомный, 2) в середине Берлиоз, слева от него Бездомный, справа иностранец, 3) в середине иностранец, слева от него Бездомный, справа Берлиоз, 4) в середине иностранец, слева от него Берлиоз, справа Бездомный, 5) в середине Бездомный, слева от него иностранец, справа Берлиоз, 6) в середине Бездомный, слева от него Берлиоз, справа иностранец. Докажите неслучайность такого рассаживания. 13. Какими языками владел римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат?
1) сирийским, 2) арамейским, 3) персидским, 4) греческим, 5) немецким, 6) латинским. 14. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба». Это 1) Левий Матвей, 4) секретарь Понтия Пилата, 2) Марк Крысобой, 5) Дисмас, 3) Иешуа Га-Ноцри, 6) Вар-равван. 15. Подберите нужное слово вместо пропущенного в предложении: «Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным … Иешуа.
16. На каких языках разговаривают Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри? 1) на вавилонском, 5) на арамейском, 2) на египетском, 6) на персидском, 3) на аравийском, 7) на латинском, 4) на греческом, 8) на сирийском.
17. Первый диалог: А. —Ежели бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? Д. —Сам человек и управляет. А. – Как же может управлять человек, если он не может ручаться даже за свой завтрашний день? Вдруг возьмёт – поскользнётся и попадёт под трамвай. Это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? Второй диалог: Б. – Ну, хотя бы жизнью твоею, ею клясться самое время, так как она висит на волоске. В. – Не думаешь ли ты, что ты её подвесил? Если это так, ты очень ошибаешься. Б. – Я могу перерезать этот волосок. В. – Перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил. Назовите участников двух диалогов. А и Д – это соответственно 1) иностранец и Берлиоз, 2) иностранец и Иван Бездомный, 3) Иван Бездомный и Берлиоз. Б и В – это соответственно 4) Иван Бездомный и Берлиоз, 5) Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, 6) Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Что общего в этих диалогах? 18. Из четырёх преступников казнили 1) Дисмаса и Гестаса, 2) Гестаса и Вар-раввана, 3) Иешуа Га-Ноцри, 4) Вар-раввана и Иешуа Га-Ноцри, 5) Гестаса, Дисмаса и Иешуа Га-Ноцри, 6) Дисмаса, Иешуа Га-Ноцри и Вар-раввана. 19. «Нет никого. Я один в мире»,– говорит 1) Иешуа Га-Ноцри, 2) Воланд, 3) Иван Бездомный, 4) мастер, 5) Марк Крысобой. 20. «Из осужденных в честь праздника пасхи кесарь возвращает жизнь» 1) Дисмасу, Гестасу и Вар-раввану, 2) Дисмасу и Гестасу, 3) Вар-раввану, 4) Иешуа Га-Ноцри. 21. – Один, один, я всегда один,– горько ответил 1) профессор 4) мастер, 2) арестованный, 5) первосвященник, 3) прокуратор, 6) поэт. 22. У кого из этих героев тенор? 1) у Ивана Бездомного, 2) у Маргариты Николаевны, 3) у Берлиоза, 4) у Понтия Пилата, 5) у Иешуа Га-Ноцри, 6) у Коровьева. 23. Поэт Иван Бездомный украл в чужой квартире 1) лампочку, 2) велосипед, 3) шапку и брюки, 4) свечу, 5) примус, 6) икону. 24. Клетчатого помощника Воланда звали 1) Фагот, 2) Коровьев, 3) Фагот-Коровьев, 4) Бегемот, 5) Азазелло, 6) Абадонна. 25. «Изменились ли эти горожане внутренне?» – спрашивает 1) Понтий Пилат, 2) Иешуа Га-Ноцри, 3) Иосиф Каифа, 4) Воланд, 5) Стравинский, 6) Римский. 26. «… присвоил одну из этих свечей, а также и бумажную икону» 1) Варенуха, 2) Лиходеев, 3) мастер, 4) Иван Понырев, 5) Аннушка, 6) Маргарита. 27. Какое отношение имеет гражданин Парчевский к гражданке Зельковой? 1) Должен платить алимент, 2) должен прописать её к себе, 3) обещал подарить ей машину, 4) усыновил её детей. 28. «Денежный дождь, всё густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить». Это были 1) марки, 2) доллары, 3) червонцы, 4) стерлинги, 5) лиры. 29. Большого чёрного кота из свиты Воланда звали 1) Фагот, 2) Азазелло, 3) Квант, 4) Пантера, 5) Бегемот. 30. Председателем акустической комиссии московских театров был 1) Жорж Бенгальский, 2) Михаил Александрович Берлиоз, 3) Иероним Поприхин, 4) Мстислав Лаврович, 5) Иван Савельевич Варенуха, 6) Аркадий Аполлонович Семплеяров. 31. «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Это 1) Иешуа Га-Ноцри, 2) Римский, 3) Жорж Бенгальский, 4) мастер, 5) литератор Желдыбин, 6) Иван Бездомный. 32. Мастер «стащил месяц тому назад…» 1) связку ключей, 2) архивную книгу, 3) ампулу с ядом, 4) икону со свечой, 5) древнюю рукопись, 6) десять тысяч рублей. 33. Что было вышито на чёрной шапочке мастера? 1) полумесяц, 2) № 119, 3) его инициалы, 4) красный крест, 5) цветочек, 6) буква «М». 34. Кем был мастер по образованию? 1) журналистом, 2) страховым агентом, 3) историком, 4) врачом, 5) инженером, 6) художником. 35. Какие языки знал мастер? 1) русский, татарский, китайский, английский; 2) русский, английский, немецкий, испанский, японский; 3) русский, английский, французский, немецкий; 4) русский, английский, французский, немецкий, латинский, греческий. 36. Мастер выиграл сто тысяч рублей, 1) когда играл в карты, 2) по лотерейному билету, 3) когда играл в шахматы, 4) когда купил облигацию. 37. Мастер работал 1) в институте культуры, 2) в архиве, 3) в редакции журнала, 4) в музее. 38. Мастер «нанял у застройщика в переулке близ Арбата две комнаты с передней». Первая комната была, по словам мастера, громадная. Сколько квадратных метров составляла её площадь? 1) четырнадцать квадратных метров, 2) восемнадцать квадратных метров, 3) двадцать четыре квадратных метра, 4) двадцать шесть квадратных метров, 5) двадцать восемь квадратных метров, 6) тридцать шесть квадратных метров. 39. Каково было семейное положение мастера до встречи с Маргаритой? 1) был холост, 2) недавно похоронил умершую от туберкулёза жену, 3) жена бросила его и с шестилетней дочерью уехала к родителям в Саратов, 4) развёлся с женой-актрисой, 5) был женат на Вареньке, 6) собирался жениться на красавице Анне Ричардовне, но не женился. 40. Какие цветы любил мастер? 1) астры, 2) черные тюльпаны, 3) гвоздики, 4) розы, 5) полевые ромашки, 6) гиацинты. 41. Кто назвал возлюбленного Маргариты мастером? 1) сам мастер, 2) автор романа М.А.Булгаков, 3) Иван Понырев, 4) Маргарита Николаевна, 5) Воланд. 42. Роман мастера 1) был опубликован в Италии, 2) нигде не был опубликован, 3) после восстановления сожженной рукописи был опубликован в Париже, 4) никто не осмелился опубликовать, но один редактор напечатал большой отрывок из романа. 43. Многие герои романа употребляют в своей речи выражение «чёрт его знает». Оно вылетает из уст 1) Берлиоза, 2) Ивана Бездомного, 3) Понтия Пилата, 4) Иешуа Га-Ноцри, 5) мастера, 6) Воланда. 44. « Стоило мне, – рассказывает больной мастер,– перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя окно и было закрыто, влезает …» 1) какая-то змея, 2) какой-то огромный паук, 3) какой-то спрут, 4) смерть с косой, 5) грабитель с кривым ножом, 6) ногами вперед критик Латунский. 45. Кого поместили в комнату № 120 психиатрической больницы? 1) Жоржа Бенгальского, 2) Варенуху, 3) поэта Ивана Бездомного, 4) Босого, 5) поэта Рюхина. 46. Как оказался мастер в психбольнице? 1) Его арестовали и увезли в спецмашине. 2) Без его согласия перевели туда из городской больницы. З) Обманным путем доставил его туда Алоизий Могарыч. 4) Сам пошёл туда. 5) Уговорила лечиться там Маргарита Николаевна. 47. «Появилась совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическими глазами. Девица подошла вплотную к … и положила ладони ему на плечи. – Дай-ка я тебя поцелую,– нежно сказала девица, и у самых его глаз оказались сияющие глаза. Кого поцеловала голая девица? 1) Босого, 2) Римского, 3) Коровьева, 4) Поплавского, 5) Варенуху. 48. «Седой, как снег, без единого черного волоса старик, который ещё недавно был … , побежал к двери, открыл её и кинулся бежать по тёмному коридору». 1) Римским, 2) Варенухой, 3) Босым, 4) Бездомным, 5) Ласточкиным. 49. Римский Григорий Данилович, финдиректор Варьете, боясь нечистой силы, уехал из Москвы в 1) Киев, 2) Ленинград, 3) Ярославль, 4) Ялту, 5) Смоленск. 50. Кого поместили в комнату № 119 психиатрической клиники? 1) Варенуху, 2) Понырева, 3) Бенгальского, 4) Босого, 5) мастера. 51. «Брал, но брал нашими советскими. Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Прямо скажем, все воры в домоуправлении. Но валюты я не брал!»– признается 1) Иван Савельевич, 2) Григорий Данилович, 3) Михаил Александрович, 4) Никанор Иванович, 5) Савва Потапович. 52. В какой комнате психиатрической клиники находился мастер? 1) В комнате № 116, 2) в комнате № 117, 3) в комнате № 118, 4) в комнате № 119, 5) в комнате № 120. 53. «Ты бог зла. Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» – восклицает 1) Маргарита Николаевна, 2) Левий Матвей, 3) мастер, 4) Иван Понырев 5) Дисмас. 54. «С ближайшего столба доносилась хриплая бессмысленная песенка. Повешенный на нем … к концу третьего часа казни сошел с ума от мух и солнца». 1) Гестас, 2) Иуда, 3) Иешуа Га-Ноцри, 4) Дисмас, 5) Вар- равван. 55. Какой смертью умер Иешуа Га-Ноцри? 1) на виселице, 2) на кресте от жары, 3) на кресте пронзен стрелой легионера, 4) на кресте от ножа Левия Матвея, 5) на кресте от удара палача копьём в сердце. 56. «Под этой стеной в два ряда лепилась многотысячная очередь длиною в километр». Что это за очередь? 1) очередь за билетами на первый сеанс черной магии, 2) очередь за пивом на Садовой, 3) очередь в кассу для обмена валюты, 4) очередь за билетами на второй сеанс в Варьете 5) очередь на Красной площади у мавзолея. 57. «Среди служащих Варьете тотчас разнеслось шушуканье о том, что это не кто другой, как знаменитый Тузбубен». Тузбубен – это 1) известный в Москве картёжный шулер, 2) известный немецкий врач-психиатр, 3) знаменитый гипнотизёр из Сан-Франциско, 4) милицейская собака-ищейка, 5) главврач психиатрической клиники. 58. « За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук». Кому принадлежал самопишущий костюм? 1) Коровьеву, 2) бухгалтеру Варьете Василию Степановичу Ласточкину, 3) артисту Куролесову Савве Потаповичу, 4) валютчику Сергею Герардовичу Дунчилю, 5) председателю Зрелищной комиссии Прохору Петровичу. 59. В каком учреждении все его работники пели песню против своей воли? 1) В филиале Зрелищной комиссии, 2) в Зрелищной комиссии, 3) в Варьете, 4) в домоуправлении, 5) в Доме Грибоедова. 60. За что арестовали бухгалтера Варьете Василия Степановича Ласточкина? 1) за взятки, 2) за растрату, 3) за воровство в особо крупных размерах, 4) за иностранные деньги, которые пытался сдать в кассу, 5) за хранение дома валюты. 61. Кому была адресована телеграмма следующего содержания? Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз. 1) красавице Анне Ричардовне, 2) экономисту-плановику Максимилиану Андреевичу Поплавскому, 3) добросердечной Прасковье Фёдоровне, 4) Клавдии Ильиничне Пороховниковой, 5) журналисту Алоизию Могарычу, 6) артистке театра Милице Андреевне Покобатько. 62. «Затем рыжий разбойник ухватил за ногу курицу и всей этой курицей плашмя крепко и страшно так ударил по шее … , что туловище курицы отскочило, а нога осталась в руках …». Вместо многоточий впишите последовательно нужные слова: 1) Лиходеева, Коровьева; 2) Римского, Бегемота; 3) Бенгальского, Фагота; 4) Варенухи, Абадонны; 5) Поплавского, Азазелло.
63. Воланд или его помощники точно описали все обстоятельства будущей смерти 1) Лиходеева и Берлиоза, 2) Берлиоза и Сокова, 3) Берлиоза и Римского, 4) Берлиоза и Поплавского, 5) Берлиоза и Варенухи.
64. Кому принадлежит фраза «осетрина второй свежести», ставшая крылатой? 1) Воланду, 2) Коровьеву, 3) Сокову, 4) Варенухе, 5) Бегемоту. 65. «Он снял соломенную шляпу и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером. … перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову … , всеми когтями впился в его лысину». Вместо многоточий впишите соответственно нужные слова: 1) Буфетчик, Андрею Фокичу; 2) Бухгалтер, Василию Степановичу; 3) Председатель, Прохору Петровичу; 4) Экономист, Максимилиану Андреевичу; 5) Финдиректор, Григорию Даниловичу. 66. К какому врачу обратился за помощью буфетчик Варьете Андрей Фокич Соков? 1) К одному из лучших специалистов – профессору Бернадскому, 2) к профессору Преображенскому, 3) к профессору Персикову, 4) к профессору Кузьмину, 5) к профессору Стравинскому, 6) к профессору Буре.
67. Сколько лет было Маргарите Николаевне, когда она встретилась с мастером? 1) двадцать пять, 2) двадцать семь, 3) тридцать, 4) тридцать три, 5) тридцать пять.
68. «С тех пор, как … Маргарита Николаевна вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья». 1) шестнадцатилетней, 2) семнадцатилетней, 3) восемнадцатилетней, 4) девятнадцатилетней, 5) двадцатилетней.
69. Какие цветы несла Маргарита Николаевна при первой встрече с мастером? 1) розы, 2) астры, 3) тюльпаны, 4) мимозы, 5) гвоздики, 6) гиацинты. 70. Кого из героинь романа автор называет «чуть косящей на один глаз ведьмой»? 1) Аннушку, которая пролила масло; 2) рыжую девицу Геллу, с багровым шрамом на шее; 3) Маргариту Николаевну, супругу крупного специалиста; 4) её домработницу Наташу; 5) старую сквалыгу Клавдию Ильиничну Пороховникову. 71. Что приснилось Маргарите Николаевне в ночь с четверга на «пятницу, когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза»? 1) Будто её муж узнал об измене жены, 2) будто они развелись, 3) будто муж заболел и умер, 4) будто мастеру удалось опубликовать свой роман в Италии, 5) будто мастер манит её рукой, зовёт к себе. 72. Что хранила Маргарита Николаевна тайно от мужа в своём «старом альбоме коричневой кожи»? 1) фотокарточку мастера, его сберкнижку, лепестки розы, часть тетради; 2) интимные фотокарточки, сберкнижку мастера, ветку высушенной мимозы, любовные письма молодых людей; 3) фотокарточку мастера, свою сберкнижку, лепестки розы, часть тетради; 4) три любовных письма мастера, его сберкнижку, носовой платок, вышитый для мастера, его фотокарточку. 73. «В гастроном на Арбате одна гражданка пришла в туфлях, а как стала у кассы платить, туфли у неё с ног исчезли и она осталась в одних чулках с дырой на пятке, а туфли эти волшебные, с того самого сеанса». Кто кому рассказывает о последствиях сеанса чёрной магии? 1) Римский Варенухе, 2) Варенуха Поплавскому, 3) милиционер следователю, 4) Наташа Маргарите Николаевне, 5) Аннушка своей соседке. 74. «Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушёной розой!» Кто говорит такие слова Маргарите Николаевне? 1) её молодой муж, 2) её красивая домработница, 3) её злая свекровь, 4) её вредная соседка, 5) её рыжий сосед. 75. От кого получила Маргарита Николаевна золотую коробочку с мазью? 1) от Коровьева, 2) от Азазелло, 3) от Бегемота, 4) от Фагота, 5) от Геллы. 76. На чём летала ведьма Маргарита? 1) на метле, 2) на помеле, 3) на ступе, 4) на щетке, 5) на мялке. 77. Кто кого из героев романа назвал богиней Венерой? 1) мастер Маргариту, 2) Азазелло Маргариту, 3) Воланд Маргариту, 4) Коровьев Геллу, 5) Николай Иванович Наталью Прокофьевну. 78. «Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми серёжками, видными в луне, сидели в два ряда … и, раздуваясь как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш в честь Маргариты». 1) прекрасные русалки, 2) нагие ведьмы, 3) мужчины во фраке, 4) толстомордые лягушки, 5) чёрные коты. 79. На чём вернулась ведьма Маргарита в Москву, после того как она искупалась в реке ? 1) на половой щётке, 2) на борове Наташи, 3) на самолёте, 4) на машине, 5) на толстяке-бакенбардисте. 80. «Тем, кто хорошо знаком с … , ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов», – так объяснил Коровьев Маргарите, когда она удивилась огромной площади обычной московской квартиры. 1) жилищным законодательством, 2) архитектурой, 3) представителями местной власти, 4) пятым измерением, 5) нечистой силой.
81. Как называется бал сатаны? 1) весенним балом полнолуния, или балом ста королей; 2) пасхальным балом, или балом тринадцати королей; 3) балом полнолуния, или шабашом ведьм; 4) шабашом ведьм, или балом тринадцатого короля; 5) великим балом сатаны, или шабашом ведьм. 82. Каким требованиям должна соответствовать прежде всего будущая хозяйка великого бала сатаны? 1) должна быть красивой и не бояться нечистой силы, 2) должна быть готова ко всему ради исполнения своей мечты, 3) должна непременно носить имя Маргариты и быть местной уроженкой, 4) должна быть очень красивой и только брюнеткой, 5) должна быть очень красивой и не старше тридцати лет. 83. Сколько женщин могли бы претендовать на роль хозяйки бала, до того как выбор пал на Маргариту? 1) тринадцать, 2) двадцать восемь, 3) тридцать три, 4) шестьдесят шесть, 5) сто двадцать одна, 6) шестьсот шестьдесят шесть. 84. Кем была прапрапрапрабабушка Маргариты Николаевны? 1) орловской крепостной крестьянкой, 2) тульской помещицей, 3) московской боярыней, 4) французской королевой, 5) татарской княгиней. 85. Где состоялась первая встреча Маргариты с Азазелло? 1) на Патриарших прудах, 2) на Чистых прудах, 3) в буфете Варьете, 4) в Александровском саду, 5) в комнате Воланда. 86. «И на какой чёрт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?» Кому принадлежит эта фраза, ставшая крылатой? 1) Коровьеву, 2) Поныреву, 3) Маргарите, 4) Бегемоту, 5) Воланду.
87. «Каждый украшает себя, чем может». Эта фраза тоже стала крылатой. Кто её произносит? 1) Гелла, 2) Наташа, 3) Маргарита, 4) Бегемот, 5) мастер. 88. «Он умолк и стал поворачивать перед собою свой глобус, сделанный столь искусно, что синие океаны на нём шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная». Чей этот глобус? 1) Понтия Пилата, 2) первосвященника, 3) Воланда, 4) Азазелло, 5) Абадонны. 89. В какую игру играли Воланд и Бегемот, когда Маргарита впервые встретилась с князем тьмы? 1) в карты, 2) в шашки, 3) в бильярд, 4) в шахматы, 5) в костяшки. 90. «Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были…». 1) живые, 2) прозрачные, 3) из цветов, 4) из жемчуга, 5) флакончиками для духов. 91. На «великом балу» сатаны «оркестр человек в полтораста играл полонез». – Кто дирижёр? – отлетая, спросила Маргарита. – … , – закричал кот. 1) Амадей Моцарт, 2) Пётр Чайковский, 3) Людвиг Бетховен, 4) Иоганн Штраус, 5) Михаил Глинка. 92. «Наконец вылетели на площадку, где, как поняла Маргарита, её во тьме встречал Коровьев с лампадкой. Теперь на этой площадке глаза слепли от света, льющегося из хрустальных…». 1) люстр, 2) виноградных гроздьев, 3) фонарей, 4) яблок и груш, 5) бананов и кокосов. 93. Маргарита на балу у сатаны принимает гостей. Первыми были некий Жак с супругой. Жак «прославился тем, что…». 1) изобрёл эликсир молодости, 2) соблазнил французскую королеву, 3) отравил королевскую любовницу, 4) ограбил королевское казначейство, 5) задушил в гостях собственную жену. 94. «… служила в кафе, хозяин как-то её зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле». 1) Гелла, 2) Фрида, 3) Адельфина, 4) Груня, 5) Анна, 6) Милица. 95. Кому из гостей хозяйка бала уделила больше внимания? 1) дирижёру Иоганну Штраусу, 2) графу Роберту, 3) Фриде, 4) императору Рудольфу, 5) Малюте Скуратову, 6) госпоже Тофане. 96. К кому обратился Воланд в конце бала с довольно пространной речью и выпил его кровь? 1) к Вьетану, 2) к господину Жаку, 3) к Берлиозу, 4) к Николаю Ивановичу, 5) к барону Майгелю. 97. Где обнаружилась украденная голова Берлиоза? 1) на кладбище, 2) в квартире № 50, 3) в Музее антропологии, 4) на балу сатаны, 5) на берегу Москвы-реки.
98. «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» – так утверждает 1) Маргарита, 2) мастер, 3) автор, 4) Воланд, 5) Иешуа Га-Ноцри.
99. «Чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?» – обращается Воланд к королеве Марго. О чём же она попросила? 1) вернуть ей мастера, 2) перестать подавать Фриде платок, 3) уничтожить критика Латунского, 4) отомстить всем, кто травил мастера, 5) вернуть сожженную рукопись мастера. 100. Выходя после бала из резиденции Воланда, Маргарита потеряла его подарок – 1) шкатулку с драгоценностями, 2) гранатовый браслет, 3) золотую подкову, усыпанную алмазами, 4) восстановленную рукопись романа мастера, 5) золотую коробку с волшебной мазью. 101. Где состоялся «великий бал» сатаны? 1) в квартире № 50 дома № 302-бис на Садовой улице Москвы, 2) на росистом лугу под лунным светом, 3) на холмах среди громадных сосен, 4) в квартире Латунского № 84, 5) в «Колизее», 6) в ресторане Дома Грибоедова. 102. Какое прозвище носила «та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки»? 1) Кикимора, 2) Ведьма, 3) Шкелет, 4) Язва, 5) Холера, 6) Чума.
103. «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провёл упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечён туда в качестве…» 1) дорогого гостя, 2) помощника хозяйки бала, 3) конферансье, 4) живой статуи, 5) перевозочного средства.
104. «Ты, старая ведьма, если когда-нибудь ещё поднимешь чужую вещь, в милицию её сдавай, а за пазуху не прячь!»– крикнул 1) Бегемот, 2) Фагот, 3) Азазелло, 4) Коровьев, 5) Воланд, 6) Абадонна. 105. « … зажёг фары и выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне. И огни большой чёрной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой». 1) Ворон, 2) Грач, 3) Петух, 4) Боров, 5) Кабан, 6) Кот.
106. « Это был тот самый человек, что перед приговором шептался с прокуратором в затемненной комнате дворца и который во время казни сидел на трехногом табурете, играя прутиком». Как звали его? Какая у него была должность? 1) заведующий тайной службой при прокураторе Иудеи Афраний, 2) первосвященник иудейский Иосиф Каифа, 3) кентурион Марк Крысобой, 4) сборщик податей Левий Матвей.
107. «Я получил сегодня сведения о том, что … зарежут этой ночью». 1) Вар–раввана, 2) Иуду из Кириафа, 3) Иешуа Га–Ноцри, 4) Гестаса. 108. Как звали собаку Понтия Пилата? 1) Данба, 2) Ганда, 3) Банга, 4) Ганба, 5) Ванга. 109. « Её лицо, самое красивое лицо, какое он когда-либо видел в жизни, стало ещё красивее». Это лицо 1) Маргариты, 2) Геллы, 3) Наташи, 4) Низы, 5) Энанты.
110. «Чтобы убедиться в том, что … — писатель, возьмите любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения убедитесь, что имеете дело с писателем»,– утверждает … . Напишите нужные слова вместо точек. 1) Булгаков, мастер; 2) мастер, Булгаков; 3) Лев Толстой, Бегемот; 4) Тургенев, автор; 5) Достоевский, Коровьев. 111. «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» – с усмешкой говорит 1) Иван Понырев мастеру, 2) мастер Ивану Бездомному, 3) автор читателю, 4) Воланд Левию Матвею, 5) Понтий Пилат Иешуа Га-Ноцри. 112. Кто называет Воланда «духом зла и повелителем теней»? 1) Маргарита, 2) автор, 3) Левий Матвей, 4) Коровьев, 5) мастер. 113. Кто прочитал роман мастера? 1) Маргарита, 2) критик Латунский, 3) Иван Понырев, 4) Понтий Пилат, 5) Иешуа Га-Ноцри, 6) Берлиоз. 114. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,– так говорит о мастере 1) Иешуа Га-Ноцри, 2) Воланд, 3) Левий Матвей, 4) Маргарита, 5) автор. 115. Азазелло пришёл в подвальную квартиру мастера и Маргариты на Арбате, «охотно подсел к столу, предварительно поставив в угол у печки какой- то свёрток в тёмной парче». Что было в свёртке? 1) бутылка вина, 2) подарок от Воланда, 3) жареная курица, 4) ларчик с драгоценностями, 5) роман мастера в виде книги. 116. «Её вместе с горячим конём бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зелёный и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами». Это случилось, потому что рядом 1) взорвалась цистерна с горючим, 2) сильно ударил гром, 3) взорвался примус Бегемота, 4) свистнул Коровьев, 5) Иешуа Га- Ноцри бросил в реку священный огонь.
117. «Одним из самых главных человеческих пороков» Иешуа Га- Ноцри считал 1) предательство, 2) трусость, 3) жестокость, 4) малодушие, 5) равнодушие. 118. «Единственное, чего боялся храбрый пёс» Понтия Пилата,– это 1) гроза, 2) землетрясение, 3) морской прилив, 4) корабельная качка, 5) горящий факел. 119. «Тот, кто любит,– утверждает Воланд,– должен разделять…». 1) судьбу любимой женщины, 2) судьбу возлюбленной, 3) участь любимого человека, 4) судьбу той, кого он боготворит, 5) участь того, кого он любит. 120. Кем стал Иван Николаевич Понырев в свои «тридцать с лишним»? 1) известным прозаиком, автором толстого романа о Понтии Пилате, 2) председателем союза писателей Москвы, 3) сотрудником Института истории и философии, профессором, 4) деканом Московского университета, 5) безвестным писателем.
Тест № 2 Если вам интереснее не искать правильный ответ, а свободно поразмышлять, пройдите вот такой тест: просто отвечаем на вопросы (ответы – любого объема)
1. Опишите литературный мир в романе Булгакова. Каково авторское отношение к изображенным литераторам и критикам? 2. Как бы вы истолковали потусторонний «приговор» Мастеру: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? 3. Объясните смысл эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита». Назовите функции Воланда в романе? 4.В чем, на ваш взгляд, причина необычайного успеха романа «Мастер и Маргарита»? 5. Напишите небольшое эссе на тему «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?» Чего б еще разумного посеять?
Сообщение отредактировал tania_roza - Понедельник, 01.02.2016, 11:50
Таня))! Какие жертвы для нас)! Я надеюсь, ты вопросы не сама печатала? Тебе их уже дали в электронном виде, да)? Я отвечу, но не сегодня. И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым.